Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина

(Голосов: 0)
Петров-Водкин Кузьма (Козьма) Сергеевич (1878-1939) — русский живописец, график, монументалист; работал в области книжной иллюстрации и театрально–декоративного оформления. Начинал учиться рисованию в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова. В 1904 закончил Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Метафоричность и лаконизм живописного языка Петрова–Водкина восходят отчасти к пластическим приемам европейского — в первую очередь немецкого и австрийского – модерна, а также французского неоклассицизма и постимпрессионизма. Однако в центре его образного эксперимента – освоение народного (фольклорного и иконописного) наследия. 
Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина, ставший филиалом Саратовского Государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, находится в городе Хвалынске Саратовской области.  
 
Это один из самых древних городов области: первые упоминания об этих местах относится к 1556. Первое поселение было основано монахами Московского Чудова монастыря. Городом Хвалынск становится в 1780.  
 
Главное достоинство Хвалынска в естественности, мягкой, деликатной вписанности в рельеф, великолепный ландшафт. Не случайно город-сад, прижатый к Волге невысокими меловыми горами, так любим художниками — от уроженца Хвалынска К.С. Петрова-Водкина до нынешних молодых талантов.  
 
Хвалынский пейзаж — Волга, холмы с сосновыми борами, живописно теряющиеся в фруктовых садах порядки домов: в нем гармонично соединились природное и творческое начала.  
 
К.С. Петров-Водкин писал: «Хвалыновск (Хвалынск) расположен на скате плоскогорья, спускающегося к Волге, и окружен амфитеатром меловых и песчаных гор, густо заросших строевой и мачтовой сосной, со сверкающими среди леса просветами меловых оголений».  
 
Хвалынск — город-курорт. В нем расположены два санатория и два дома отдыха. Основными лечебными средствами здравниц являются климатические условия. Главная особенность заключается в богатой ионизации воздуха. В окрестностях Хвалынска расположен национальный парк Хвалынский.  
 
В городе два музея: Краеведческий и художественно-мемориальный К.С. Петрова-Водкина. Последний состоит из двух зданий: Дома-музея К.С. Петрова-Водкина и картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина. Дом-музей К.С. Петрова-Водкина открылся 4 ноября 1995 г., в доме, принадлежащем родителям художника. К.С. Петров-Водкин купил этот дом у хвалынского кузнеца в 1905 году после окончания Московского художественного училища живописи ваяния и зодчества на деньги, полученные за майоликовое панно Богоматерь с младенцем для фасада института Вредена в Петербурге.  
 
Дом был построен в 1896 на пересечении двух улиц — третьей от Волги — Дворянской (ныне Ленина) и Грошевой (ныне М. Горького). Грошевая улица являлась крайней, за ней было поле, на котором ежегодно устраивались ярмарки, чуть выше дома, на пустыре, вдоль дороги располагались городские кузницы, а дальше начинались сады. Исстари в Хвалынске южная окраина города, где находится этот дом, называлась Бодровкой.  
 
Дом как бы закрепляет угол последнего квартала. Угловые здания издали служили дальними ориентирами для всякого прохожего, притягивали его взор. Проектировали такие дома и строили с особым тщанием. Два начала: функциональное и художественное, органично соединились в этом доме и не остались незамеченными художником. С 1909 Кузьма Сергеевич каждое лето приезжает в Хвалынск, в родимое гнездышко. Пишет здесь пейзажи: «Окрестности Хвалынска», «Красулинка», «Полдень», «Лето». Работает над портретами жены, матери, отца, жителей Хвалынска. Создает эскизы к своим знаменитым полотнам: «Купание красного коня», «Мать», «Девушки на Волге», «Утро купальщицы», и др.  
 
Дом является уникальным памятником архитектуры, характеризующим композиционные и художественно-декоративные приемы жилого деревянного строительства второй половины XIX века. В этом доме бывали известные художники: В.Ф. Орехов, И.А. Елатонцев, Г.П. Платонов, Л.А. Радищев, П.В. Митурич, В.В. Хлебникова, архитектор В.В. Суслов, писатель К. Федин и др. К.С. Петров-Водкин всегда из дальних странствий спешил в свой город. Он с острой ностальгической тоской вспоминал забавную пестроту хвалынских улочек, переулков, его воздух, воздух детства. Позже он дал этим дням имя - уюты, множественным числом обозначив их смысл в своем становлении. Не будь этих светлых хвалынских уютов, может быть его живописная философия была бы с иным смыслом. Способ восприятия и передачи земного мира как мира планетарного родилось именно на его Милой родине. Сам художник не раз подчеркивал значение хвалынского бытия: «Все во мне и в моем творчестве заложено было на моей родине, в моем родном Хвалынске».  
 
Здание, в котором расположена картинная галерея, принадлежало Ольге Алексеевне Радищевой (1873-1957), правнучке А.Н. Радищева. Этот дом был центром культурной жизни Хвалынска начала XX века. К.С. Петров-Водкин бывал здесь во время своих приездов на родину. Жена К.С. Петрова-Водкина вспоминала позже, что по вечерам в доме Радищевых шли бесконечные споры обществ искусстве и археологии. 
 
Это дом — один из немногих в провинции, сохранивший зримое единство стиля модерн, стиля ведущего в европейском искусстве конца XIX-начала XX века. Росписи на стенах, мебели, печках выполнены Львом Алексеевичем Радищевым (1870-1945), художником и писателем, братом Ольги Алексеевны, в 1910-е годы. Росписи решены по всем законам декоративной стилистики модерна, с богатством контурных линий, с сочетанием красивых матово-приглушенных цветовых пятен. Главная роль отведена плавным линиям, которые поодиночке или целыми пучками покрывают поверхности. Творческие усилия художника модерна концентрировались на создании иллюзии фантастического, поэтического, мира. Источником вдохновения являлись мифы и легенды.  
 
После национализации в 1918, в доме располагалась школа Ликвидации безграмотности, затем библиотеки. Долгое время росписи были забелены, в 2001, во время ремонта их открыли, прекрасные произведения искусства нуждаются в реставрации. Картинная галерея им. К.С. Петрова-Водкина открылась в этом здании 1 мая 1960 года. Золотым фондом коллекции галереи являются произведения К.С. Петрова-Водкина (многие написаны в Хвалынске в начале XX века во время летних каникул художника), П.В. Кузнецова, Е.М. Бебутовой, В.А. Фаворского, Н.В. Кузьмина, И.С. Горюшкина-Сорокопудова, И.А. Елатонцева, Г.Г. Платонова, Л.А. Радищева, В.Ф. Орехова, К.С. Суконцева. В коллекции имеются работы таких известных художников как: А. Лентулова, Н. Удальцова, К. Редько, А. Ведерников, В. Курдов, И. Голицин. Постоянный интерес вызывают у посетителей иконы из Хвалынских старообрядческих монастырей, живопись художников России, работающих на пленэре в Хвалынске летом на протяжении 15 лет. Можно без преувеличения сказать, что художественно-мемориальный музей является культурным гнездом не только Хвалынска, но и области. 
 
 Источник информации: Новости Радищевского музея
Адрес:
Телефон:
(84595) 2-10-94
Время работы:
Вт-Вс: 10:00-18:00
 Авторизуйтесь через соц.сеть, если хотите оставить отзыв (регистрация не требуется).
Пока отзывов нет. Хотите быть первым?

 
 
 

saratov.ru Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-46607 от 16.09.2011 г.
При полном или частичном копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Яндекс цитирования  Статистика посещений портала Saratov.ru